Техника маркетри

В былые времена для отделки изделий использовалась техника, называемая маркетри. Это французское слово означало мозаику из тончайших пластин дерева, имеющих толщину 1-3 мм. Эти пластины, отличающиеся по цветовой гамме и текстуре, наклеивались на основу мебели. Таким способом украшались часто дверцы шкафов, столешницы и  оформлялись шкатулки.

Мебель на заказ, созданная вручную, — это настоящее искусство. Жаль, что сегодня лучшие образцы подобной продукции можно увидеть только в музеях или  антикварных лавках. Лучшие мастера Европы, к которым можно причислить С.  Боттичелли, Ф. Липпи и Д. Рентгена, пользовались такой техникой, выполняя заказы  королевских особ.

Отметим, что предшественницей маркетри считается интарсия. Подобная техника отделки мебели появилась в средневековой Европе. Рисунок, созданный из тончайших деревянных пластин, врезался в дерево. Только потом появилась более простая техника маркетри. Сложность этой техники заключалась в следующем: некоторые породы древесины темнели, когда их начинали обрабатывать лаком. Другие породы могли выцвести, что приводило к резкому изменению рисунка. Поэтому истинным мастером считался тот, кто мог предвидеть подобные процессы.

Изготовление мебели техникой маркетри стала невероятно популярной в средние века. К примеру, в 16 в. почти 100 пород древесины использовались мебельными мастерами для создания мебели. В те годы создавались невероятно сложные композиции, а, используя гравировку, мастера прописывали мельчайшие детали.

Два века спуска эта техника появилась в России, по которой начали создавать наборные паркеты по эскизам евромастеров. Спустя некоторое время этому ремеслу обучились и русские умельцы. Расширило изобразительные возможности маркетри травление и подцветка древесины, обжиг и гравировка. Самые известные мастера были в состоянии  создавать пейзажи и сюжетные композиции. Поражало тонкость и изумительная точность прорисовки деталей.

Однако к середине следующего века интерес к технике маркетри полностью угас. Причина заключалась в уменьшении творческого начала при изготовлении мебели. Начиналась эра поточного производства мебели, рассчитанной на большие слои населения.

Сегодня искусство маркетри начинает постепенно оживать и возрождаться, правда, вряд ли она будет так популярна, как в средние века. Сегодняшняя продукция с маркетри говорит и приличном благосостоянии её владельца и о наличии хорошего вкуса.